Предоставление персонала — это способ управления кадрами, вокруг которого до сих пор существует много мифов и домыслов. Чаще всего это связано с отсутствием понимания важных аспектов этого инструмента и законодательных норм, которые связаны с предоставлением персонала.
Давайте более детально разберёмся, в чём заключается суть предоставления персонала на территории РФ, и какие юридические коллизии связаны с этим явлением. Передаём слово Ларисе Катуниной — собственнику и основателю HR-холдинга NORDCORE.
Коротко: что такое предоставление персонала
Предоставление персонала или аутстаффинг — это вид взаимоотношений, когда специалисты компании-исполнителя направляются в компанию-заказчик для выполнения тех или иных работ. При этом, всю ответственность за этих специалистов берёт на себя компания-исполнитель: именно с её стороны идут выплаты зарплат, НДФЛ, страховых взносов. Компания-исполнитель также несёт риски, связанные с безопасностью специалиста и проверками контролирующих органов.
Предоставление персонала оказывает огромное влияние не только на сферу занятости, но и на экономику страны в целом. Агентства годами предоставляли персонал для самых разных компаний, в том числе и для нефтегазовых проектов стратегического значения, осуществляя подбор высококвалифицированного персонала и персонала узкой специализации, тем самым играя важную роль в реализации проектов, имеющих для страны важнейшее значение. Поэтому данную услугу нельзя рассматривать исключительно в рамках негативного к ней отношения.
Какой закон регулирует предоставление персонала?
На территории РФ правовое регулирование предоставления персонала отсутствовало до 2016-го года, поэтому принятие Федерального закона N-116 ФЗ явилось логическим итогом развития данной сферы услуг. Приняв обозначенный выше закон, законодатель сформировал правовое поле для регулирования предоставления персонала — до 2016-го года права направляемых сотрудников часто нарушались как принимающей, так и направляющей сторонами.
Совершенно логичным и правильным требованием законодателя является прохождение агентствами процедуры аккредитации. Закон, внёсший изменения в ряд законодательных актов, стал платформой для дальнейшего совершенствования инструментов регулирования услуги предоставления персонала.
Допустимо утверждать, что предоставление персонала обоснованно играет важную роль в формировании рынка труда и содействует снижению количества нетрудоустроенных граждан.
Почему услуги предоставления персонала плохая репутация, и почему это не совсем так?
Основные аргументы, высказываемые в поддержку ограничения предоставления временного персонала сформулированы следующим образом:
- заемный труд – способ «ухода от налогов», под видом оптимизации затрат и бизнес-процессов предприятий;
- сотрудникам Агентств, кадровых (рекрутинговых) компаний, направляемых для осуществления трудовых функций в другие организации, предоставляется меньше гарантий по сравнению со штатными сотрудниками принимающей стороны.
В ответ на вышеуказанные аргументы можно выдвинуть ряд возражений.
1. Услуга предоставления временного персонала не должна отождествляться с «уходом от налогов», так как нарушение требований НК РФ возможны как с применением такой услуги, так и без. В случае крупных и законопослушных кадровых организаций налоги выплачиваются в полном объеме.
2. Факт отсутствия результатов СОУТ (Специальной оценки условий труда) также не может отождествляться с предоставлением временного персонала. В данный момент именно законодательно складывается ситуация, при которой возможно не проводить СОУТ, так как срок на проведение СОУТ на новых рабочих местах – 12 месяцев, тогда как предоставлять персонал агентства вправе на срок до 9-ти месяцев. С целью недопущения подобных ситуаций, законодателю необходимо обеспечить проведение СОУТ в течении 6-ти месяцев.
3. Заработная плата работников законопослушных кадровых компаний, направляемых для выполнения работ к принимающей стороне, зачастую выше средних показателей по рынку труда. С момента вступления вышеуказанного закона в силу предусмотрено, что условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении персонала должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.
4. Лидеры рынка подбора персонала являются социальным партнером современного общества, осуществляя поддержку в поиске достойной работы для специалистов различного уровня. Компания NORDCORE более 25-ти лет осуществляет подбор и предоставление персонала для крупнейших нефтегазовых и нефтехимических проектов, обладая уникальной базой данных специалистов. Это позволяет находить нашим клиентам высококвалифицированный персонал, который способен помогать проекту в продвижении к цели.
В чём юридические коллизии предоставления персонала?
Поскольку договор предоставления персонала не включен в ГК РФ, в данное время наиболее аргументированной является юридическая позиция, при которой данный договор следует считать разновидностью договора возмездного оказания услуг. Следовательно, данный договор подпадает под определение п. 1 ст. 779 ГК РФ (договор возмездного оказания услуг): "По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги", и на него распространяются нормы гл. 39 ГК РФ. Таким образом, на подобные отношения распространяются общие нормы гражданского права.
Судебная практика также чаще всего исходит из того, что заключенный договор о предоставлении персонала признается гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, предметом которого является услуга по подбору и предоставлению персонала.
Основной особенностью предоставления персонала является участие в сделке трех сторон, одна из которых — лицо, осуществляющее трудовую деятельность. Заказчик является приобретателем услуг по предоставлению персонала, оказываемых ему агентством. В случае, если агентство нанимает лицо на территории Российской Федерации, единственным способом организации отношений с работником является заключение трудового договора в соответствии с ТК РФ. К отношениям, возникающим у лица, направляющего работника к заказчику, и работником, должны применяться нормы трудового права.
Пользоваться ли бизнесу услугой предоставления персонала?
Ключевым вопросом в регулировании предоставления персонала в настоящее время является девятимесячный срок, ограничивающий его использование. Поскольку срок является недостаточным для решения проектных задач в рамках расширения производства и объема оказываемых услуг, вокруг него возникают различные схемы работы и различные точки зрения на возможность его продления. Это связано прежде всего с отсутствием судебной практики по вопросам применения положений Федерального закона N 116 – ФЗ. С формированием соответствующей практики применение и толкование положений закона будет более единообразным.
Значительное количество агентств, надлежащим образом аккредитованных, свидетельствует о том, что услуга предоставления персонала является востребованной.
В настоящее время уполномоченные органы проверяют агентства на соответствие правилам аккредитации, однако, количество агентств, предоставляющих эту услугу, может сократиться, когда регламент контроля будет включать в себя более тщательную проверку — соблюдение направляющей и принимающей стороной положений закона, в частности в контексте соблюдения срока 9-ти ограничения и запрета предоставления персонала на рабочие места с 3 и 4 степенью вредности.
HR-холдинг NORDCORE внимательно следит за всеми юридическими аспектами подбора и предоставления персонала. Наши специалисты готовы подобрать целесообразное решение, которое будет необходимо под конкретную задачу или проект. Если вы планируете воспользоваться возможностями, которые открывает предоставление персонала, будем рады вам помочь!