Знать тренды рынка и следить за изменениями зарплат — важное правило, которое помогает бизнесу обновлять свои предложения и адаптировать их под ситуацию на рынке, тем самым мотивируя сотрудников развиваться внутри компании.
Сегодня расскажем, для каких профессий и отраслей это актуально более всего.
С каких должностей начинать проводить мониторинги зарплаты?
Это решение должно базироваться на нескольких ключевых факторах, которые помогут выявить наиболее критичные позиции для бизнеса:
- влияние должности на стратегические цели компании;
- спрос и дефицит на рынке труда;
- важность должности для достижения операционной эффективности;
- ключевые руководящие должности с высоким уровнем ответственности;
- позиции с высоким уровнем текучести кадров.
При этом, должности делятся на такие, где изменения рыночных трендов редки и незначительны, и такие, где спрос увеличивается, а количество профессионалов расти за ним не успевает.
Топ-6 наиболее востребованных специальностей, с которых разумно начать исследование рынка труда
1. Технические специалисты (IT)
Почему: В условиях роста цифровых технологий и дефицита квалифицированных кадров в области IT мониторинг заработных плат в этой сфере критически важен, причём для самых разных специализаций:
- разработчиков программного обеспечения;
- системных администраторов;
- анализаторов данных;
- специалистов по кибербезопасности;
- инженеров по искусственному интеллекту.
Эти специалисты могут существенно повлиять на развитие бизнеса, и их стоимость на рынке труда растёт ежеквартально. Кроме того, конкуренция за таланты в IT-сфере крайне высока. Отслеживайте изменения зарплат в этом сегменте, чтобы не потерять своих ключевых сотрудников.
2. Менеджеры по B2B-продажам
Почему: Специалисты по продажам — это люди, помогающие бизнесу получать новых клиентов, а значит, и прибыль. Сотрудники, которые хорошо знают продукт и умеют убедительно о нём рассказать, будут цениться в любой компании, поэтому в ваших интересах создать этим специалистам комфортные условия. При мониторинге зарплат в сфере продаж обычно обращают внимание на должности:
- менеджер по продажам;
- директор по продажам;
- специалист по развитию бизнеса.
Для специалистов по продажам важны не только фиксированные оклады, но и бонусные схемы, которые часто составляют значительную часть дохода. Особенно важно мониторить зарплаты в таких нишах, как высокотехнологичные товары и услуги.
3. Продуктовые менеджеры (Product Managers)
Почему: Эти специалисты отвечают за развитие и управление продуктом, определяют стратегии, координируют работы команд. Талантливый продуктовый менеджер — это крепкое связующее звено между департаментами компании, а решения, которые принимает этот специалист, могут влиять на весь цикл жизни продукта — что в конечном счёте влияет на скорость получения выручки.
За топовых продактов конкурируют и технологические гиганты, и стартапы. Компании готовы предлагать более высокие зарплаты, бонусы, опционы и другие льготы, которые помогают привлечь лучших специалистов и снизить текучесть кадров. Чтобы предложить сотруднику целесообразные, но при этом конкурентоспособные условия, необходимо провести исследование рынка труда — своими силами или обратившись к профессиональным аналитикам, например, экспертам NORDCORE.
Экспертное исследование рынка труда может дать чёткое понимание уровня зарплат и его зависимость от опыта кандидатов, разброс специалистов по региону, ожидания соискателей и другую важную информацию. Узнайте подробнеео всех возможностях профессиональной аналитики рынка труда, чтобы быть в курсе тенденций в сфере или отрасли.
4. Дизайнеры и креативные специалисты
Почему: На фоне роста цифровых продуктов и онлайн-коммуникаций всё более востребованными становятся креативные специалисты:
- UX/UI-дизайнеры;
- графические дизайнеры;
- креативные директоры;
- видеооператоры и монтажёры;
- другие специалисты из сферы креатива.
По данным eMarketer, в 2023-м году объём цифровых рекламных расходов в России вырос на 10-12%, и эта тенденция продолжится. С учётом того, что значительная часть этих расходов приходится на создание визуально привлекательных и креативных рекламных материалов (видеоконтент, баннеры, сториз и т.д.), можно говорить о росте спроса на креативный маркетинг. Как следствие, вырастет и спрос на специалистов, а битва за таланты будет становиться всё ожесточённее.
5. Инженеры
Почему: Спрос на инженеров в промышленности растёт по ряду причин, которые связаны с изменениями в геополитическом и технологическом ландшафтах, повышением требований к эффективности производства, автоматизации процессов и внедрением инновационных решений. Как результат — задач становится значительно больше, чем высококвалифицированных специалистов.
Согласно данным платформы HeadHunter, спрос на инженеров по автоматизации в России в последние 2-3 года увеличился на 15-20%. Это связано с растущей потребностью в модернизации производства и внедрении цифровых технологий на предприятиях.
6. Финансовые специалисты
Почему: В условиях нестабильной экономической ситуации финансовые аналитики, казначеи, финансовые директора и другие специалисты в области финансов играют важную роль в управлении капиталом компании и обеспечении её финансовой устойчивости.
В 2023 году на HeadHunter и Superjob был зафиксирован рост количества вакансий для специалистов в области финансовых технологий на 25-30% по сравнению с предыдущими годами. Также, согласно данным различных исследовательских агентств, зарплаты финансовых директоров в России увеличились за последние 2-3 года на 15-25% в зависимости от региона и компании.
Вывод
В настоящее время как никогда важно держать руку на пульсе актуальных данных о рынке труда. Многие компании не решаются проводить регулярный анализ рынка из-за того, что это требует затрат: временных, ресурсных, финансовых. Тем не менее, эти затраты вполне окупаются, так как знания о рынке помогают формировать конкурентоспособное предложение для сотрудников и соискателей — а значит, удерживать специалистов внутри команды и привлекать в коллектив новых профессионалов, которые помогут воплотить цели бизнеса.
Качественная и регулярная аналитика рынка может не только позаботиться о ценных кадрах компании, но и наладить HR-процессы — например, избежать такого явления как экономика пустого стула.